Влияет ли количество зубов на допустимую нагрузку для трещотки? Количество зубцов и размер и присоединительного квадрата как основные характеристики трещотки.

Ключ-трещотка на сегодняшний день является одним из наиболее востребованных инструментов в арсенале домашних мастеров, автомобилистов, а также профессиональных мастеров на станциях техобслуживания и производствах. В сравнении со стандартными ключами, трещотка, за счет храпового механизма, здорово оптимизирует работу, избавляя от необходимости каждый раз переставлять ключ, чтобы сделать новый оборот. Кроме того, трещотка не имеет аналогов по маневренности работы в труднодоступных местах.

Устроена трещотка достаточно просто, она состоит из двух основных частей: рукояти и трещоточной головки с храповым механизмом. Направление вращения определяется флажковым или дисковым переключателем реверса. Вращение обеспечивается роликом с количеством зубьев от 24-х до 72-х.

Чем больше зубцов, тем меньше их размер, тем плавней и мягче движение трещотки.
В зависимости от количества зубьев изменяется шаг трещотки, а именно, угол наклона до следующего щелчка. Чем меньше зубцов у трещотки, тем угол больше и наоборот. К примеру, у трещотки с количеством зубцов 24 шт. угол наклона до следующего щелчка составляет 15 градусов, а у трещотки на 72 зуба шаг всего 5 градусов. Чтобы самостоятельно определить шаг той или иной трещотки необходимо 360 градусов (полный круг) разделить на количество зубцов. Трещотки с малым количеством зубцов (24, 32) зачастую используются при монтаже/демонтаже резьбовых соединений, требующих серьезных усилий.

Трещотки с большим количеством зубцов наиболее удобны для работы в узких и труднодоступных местах, так как позволяют выполнять вращение с минимальной амплитудой.
Частым поводом для споров является вопрос: влияет ли количество зубцов на величину допустимой нагрузки на трещотку?

Принцип работы флажкового механизма таков: при вращении храповика, в зависимости от направления, к з зубцам трещотки плотно прилегает правый или левый флажок (что и создает щелчки). При проворачивании в одну сторону флажок (стопорный механизм) пропускает зубцы, а при движении в обратную – блокирует. В момент блокировки передается усилие на резьбовое соединение.

Одни считают, что чем мельче зуб, тем меньше нагрузка может передаваться трещоткой, так как мелкий зуб (как например у трещотки на 72 зуба) скорее сломается, чем обеспечит высокий момент затяжки. Другие считают, что трещотка может обеспечивать тот или иной момент затяжки, независимо от количества зубьев, так как стопорный механизм у трещоток с разным количеством зубцом имеет разную конструкцию.

На самом деле, второе утверждение ближе к истине, так как та нагрузка, которая приходится на 1 зубец трещотки с 24-мя зубами у трещотки с 72-мя зубами приходится на 3-4 зубца. Причина в том, что с увеличением количества зубцов храпового механизма увеличивается и количество зацепов на стопорном механизме, что значительно увеличивает сопротивление. Таким образом, размер зубцов компенсируется количеством зацепов для сохранения величины передаваемого крутящего момента.

Исходя из этого можно сказать, что ключевой характеристикой, которая определяет величину момента затяжки является не количество зубцов храпового механизма, а размер присоединительного квадрата. Именно этот показатель определяет сферу применения трещотки и возможные допустимые нагрузки.

Трещотки с квадратом 1/4" применяются в работе с компактными механизмами и устройствами, где используются мелкие размеры резьбовых соединений от 4 до 14 мм и невысокие нагрузки.

Трещотки с квадратом 3/8" наиболее универсальны, так как подходят и для автомобильного ремонта, и для обслуживания компактных устройств. Такая трещотка совместима с широким размерным диапазоном торцевых головок от 6 до 24 мм.

Трещотки с квадратом 1/2" наиболее востребованы в автомобильной сфере. В системе инструмента 1/2" представлен самый широкий ассортимент видов трещоток, так как квадрат 1/2" является основой построения всей системы сборного слесарного инструмента.

Трещотки на 3/4" и 1" используются в ремонте и обслуживании грузовой, сельскохозяйственной, строительной, дорожной и другой тяжелой техники, где требуются высокие моменты затяжки (но не пиковые). Такие трещотки, как правило, оснащены храповыми механизмами с крупными зубьями (на 24 или 32 зуба). Трещотки для грузовых авто могут быть представлены в виде головок, рукоять к которым приобретается отдельно или в качестве рукояти служит монтировка.

Независимо от размера квадрата и количества зубцов стоит помнить, что трещотка не предназначена для передачи пиковых нагрузок, срыв болтов или гаек, а также окончательную затяжку резьбовых соединений следует выполнять воротками или ключами.